Савелке-115 лет. Поздравляем коллектив Московско-Савеловской дистанции пути с юбилеем!

Рабочее движение по Московско-Савеловской ветке было открыто в феврале 1900 года

Марк, Клязьма, Катуар, Влахернская, Яхрома, Кузнецово, Ударная. Эти поэтичные и где-то даже загадочные наименования - сегодняшние и уже закрытые и подзабытые названия станций и полустанков Московско-Савеловской дистанции пути, «Савелки» – когда-то любовно называемой в народе.

Датой зарождения Московско-Савеловской дороги считается 1898 год. Технические условия на постройку линии были одобрены инженерным советом МПС и утверждены тогдашним министром путей сообщения М.И. Хилковым 24 декабря 1897 года. Основным доводом строительства послужила коммерческая составляющая. Строительство ветки позволяло существенно ускорить доставку грузов с пароходов Волги в Москву. Права на постройку линии получило Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

Председателем общества был известный промышленник и меценат Савва Иванович Морозов, акционерами - богатые купцы, промышленники и землевладельцы того времени. И уже осенью 1898 года начались земляные работы к северу от Москвы в Бескудниково и одновременно с другой стороны от села Савелово на Волге в сторону старинного города Дмитрова. Линия должна была пройти через Яхрому, Дмитров, Кузнецово, Талдом. Землевладельцы и промышленники, по владениям которых проходило строительство были в первую очередь заинтересованы в быстрейшем возведении дороги. Имена двух из них - Марка и Катуара до сих пор носят станции Московско - Савеловской дистанции. Станция Кузнецово, названная по имени владельца фарфорового завода, в 30-е годы была переименована в Вербилки.

В путь укладывались рельсы Брянского, Южно - Днепровского (сегодня это Криворожсталь на Украине) и Путиловского заводов весом 24 фунта\фут, что составляло 38,14 килограмма и соответствовало Р-38, длиной 35 футов (10.675 метра).

Рабочее движение по Московско-Савеловской ветке было открыто в феврале 1900 года. Наибольшая длина перегона на дороге Дмитров – Кузнецово составляла 22,85 версты, наименьшая Клязьма - Лобня – 5,21 версты. Было построено 9 станций: III класса- Дмитров, IV класса-Бескудниково, Лобня, Яхрома, Кузнецово, Талдом, Савелово, V класса- Клязьма, Яхрома. Пропускная способность составляла две пары пассажирских и пять пар грузовых поездов в сутки, средняя скорость движения-20 верст/час( около 22 километров/час). На дороге было уложено

72 стрелочных перевода (для сравнения: на сегодняшний день только на станции Москва - Бутырская их количество составляет-87 штук). Поезда отправлялись от Ярославского вокзала до станции Лосиноостровская и по соединительной ветке до станции Бескудниково. Здесь производилась пересадка на поезд до Савелово. Все это создавало массу неудобств пассажирам.

С доклада от 26 января 1901 года министра путей сообщения императору Николаю II «Об открытии движения по Московско - Савеловской линии от станции Бескудниково до станции Савелово и на соединительной ветви от станции Бескудниково до станции Сортировочная Московско-Ярославской линии» началась история Московско – Савеловской дистанции пути. К весне 1901 года было наконец-то выбрано место для постройки вокзала на севере столицы у Бутырской заставы. 10 марта 1902 года состоялось освящение и торжественное открытие Бутырского вокзала. Это название он носил до 1912 года, затем был переименован в Савеловский.

Московско – Савеловская дистанция капитально перестраивалась в 30 –е годы 20 века в связи с постройкой канала Волга – Москва-река. Вдоль берега возводимого канала выросли платформы Трудовая, Каналстрой, платформа 19-й километр была переименована в Водники. Было ликвидировано депо в Хлебниково (бывшая ст. Клязьма) и сама станция, а одноименнная платформа была перенесена за пределы канала им. Москвы в сторону Лобни. От станции Вербилки в сторону Большой Волги была проложена железнодорожная ветка со стациями, названия которых отражали веяния того времени: Соревнование, Темпы, Ударная, Техника. Дальнейшее развитие дороги прервала война.

Важную роль сыграла Московско-Савеловская дистанция в годы Великой Отечественной войны. По ее путям перебрасывались техника и личный состав войск на защиту столицы. Именно на ее рубежах были остановлены фашистские полчища рвавшиеся к Москве с северо - западного направления. Это на станциях Лобня и Луговая горели фашистские танки от огня зенитных орудий выведенных на прямую наводку. Это на станции Белый Раст покрыли себя неувядаемой славой бойцы Отдельной бригады морской пехоты, стоявшие насмерть. Это от знаменитой Перемиловской высоты на станции Яхрома началось контрнаступление Красной Армии 6 декабря 1941 года, поддержанное героическим экипажем бронепоезда №73 в составе которого были и железнодорожники. Ветка от станции Вербилки до Большой Волги была разобрана и материалы верхнего строения использовались для прокладки рокадных дорог к линии фронта. Восстановлены пути были в 50-е годы с началом развития наукограда Дубна.

Тогда же началась электрификация дистанции. Первая электричка от Москвы до Икши отправилась в 1954 году, в 1955 до Дмитрова. Паровозная тяга на дороге сохранялась до начала 70-х годов прошлого века.

В 90 – е годы прошлого века Московско-Савеловская линия была переведена в разряд пригородных. Несмотря на проведенную реконструкцию «старины Савелия», с 1999 года от него перестали отправляться поезда дальнего следования. В настоящее время по путям дистанции ходят только пригородные электропоезда и экспрессы до Лобни, Дмитрова и Дубны, а также аэроэкспресс в аэропорт Шереметьево. Грузовые перевозки осуществляются в основном по БМО (большое московское окружное кольцо).

Несмотря на свою «второстепенность» Московско - Савеловская дистанция всегда была кузницей кадров для вышестоящих организаций. Наши люди есть и в региональных структурах и в управленческом аппарате, а бывший председатель ППО дистанции Медведева С.А. сейчас ответственный работник ЦК РОСПРОФЖЕЛ.

И все же главное на дороге – люди. Это и первые строители, которые в далеких 90-х таскали тяжелые тачки с грунтом для насыпи и каменные блоки для мостов, и работники, восстанавливающие пути под бомбежками и обстрелами в военное время, и поднимавшие дорогу из руин в послевоенный период, и сегодняшнее поколение железнодорожников.

Это и многолетние руководители дистанции – Назаренко Г.Я., Семин В.Е., благодаря усилиям которого в конце 80-х было построено новое здание дистанции, Французов И А. И., работники дистанции - Воронежцева Т. В., Жихарева З. Н., Митченко В.Е., В. Ф., Новиков А. И., Потапов А.В., Туранский В. Ф., Соколова В.В.,Чижкова Т.А., и многие - многие другие.

Увы, в последние годы дистанция переживает не лучшие времена, но коллектив Московско - Савеловской дистанции пути продолжает трудиться и, несмотря на «реформы», надеется на лучшее.

Зубык Я.Д., член профкома, ремонтник ИССО

Марк, Клязьма, Катуар, Влахернская, Яхрома, Кузнецово, Ударная. Эти поэтичные и где-то даже загадочные наименования - сегодняшние и уже закрытые и подзабытые названия станций и полустанков Московско-Савеловской дистанции пути, «Савелки» – когда-то любовно называемой в народе.

Датой зарождения Московско-Савеловской дороги считается 1898 год. Технические условия на постройку линии были одобрены инженерным советом МПС и утверждены тогдашним министром путей сообщения М.И. Хилковым 24 декабря 1897 года. Основным доводом строительства послужила коммерческая составляющая. Строительство ветки позволяло существенно ускорить доставку грузов с пароходов Волги в Москву. Права на постройку линии получило Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

Председателем общества был известный промышленник и меценат Савва Иванович Морозов, акционерами - богатые купцы, промышленники и землевладельцы того времени. И уже осенью 1898 года начались земляные работы к северу от Москвы в Бескудниково и одновременно с другой стороны от села Савелово на Волге в сторону старинного города Дмитрова. Линия должна была пройти через Яхрому, Дмитров, Кузнецово, Талдом. Землевладельцы и промышленники, по владениям которых проходило строительство были в первую очередь заинтересованы в быстрейшем возведении дороги. Имена двух из них - Марка и Катуара до сих пор носят станции Московско - Савеловской дистанции. Станция Кузнецово, названная по имени владельца фарфорового завода, в 30-е годы была переименована в Вербилки.

В путь укладывались рельсы Брянского, Южно - Днепровского (сегодня это Криворожсталь на Украине) и Путиловского заводов весом 24 фунта\фут, что составляло 38,14 килограмма и соответствовало Р-38, длиной 35 футов (10.675 метра).

Рабочее движение по Московско-Савеловской ветке было открыто в феврале 1900 года. Наибольшая длина перегона на дороге Дмитров – Кузнецово составляла 22,85 версты, наименьшая Клязьма - Лобня – 5,21 версты. Было построено 9 станций: III класса- Дмитров, IV класса-Бескудниково, Лобня, Яхрома, Кузнецово, Талдом, Савелово, V класса- Клязьма, Яхрома. Пропускная способность составляла две пары пассажирских и пять пар грузовых поездов в сутки, средняя скорость движения-20 верст/час( около 22 километров/час). На дороге было уложено

72 стрелочных перевода (для сравнения: на сегодняшний день только на станции Москва - Бутырская их количество составляет-87 штук). Поезда отправлялись от Ярославского вокзала до станции Лосиноостровская и по соединительной ветке до станции Бескудниково. Здесь производилась пересадка на поезд до Савелово. Все это создавало массу неудобств пассажирам.

С доклада от 26 января 1901 года министра путей сообщения императору Николаю II «Об открытии движения по Московско - Савеловской линии от станции Бескудниково до станции Савелово и на соединительной ветви от станции Бескудниково до станции Сортировочная Московско-Ярославской линии» началась история Московско – Савеловской дистанции пути. К весне 1901 года было наконец-то выбрано место для постройки вокзала на севере столицы у Бутырской заставы. 10 марта 1902 года состоялось освящение и торжественное открытие Бутырского вокзала. Это название он носил до 1912 года, затем был переименован в Савеловский.

Московско – Савеловская дистанция капитально перестраивалась в 30 –е годы 20 века в связи с постройкой канала Волга – Москва-река. Вдоль берега возводимого канала выросли платформы Трудовая, Каналстрой, платформа 19-й километр была переименована в Водники. Было ликвидировано депо в Хлебниково (бывшая ст. Клязьма) и сама станция, а одноименнная платформа была перенесена за пределы канала им. Москвы в сторону Лобни. От станции Вербилки в сторону Большой Волги была проложена железнодорожная ветка со стациями, названия которых отражали веяния того времени: Соревнование, Темпы, Ударная, Техника. Дальнейшее развитие дороги прервала война.

Важную роль сыграла Московско-Савеловская дистанция в годы Великой Отечественной войны. По ее путям перебрасывались техника и личный состав войск на защиту столицы. Именно на ее рубежах были остановлены фашистские полчища рвавшиеся к Москве с северо - западного направления. Это на станциях Лобня и Луговая горели фашистские танки от огня зенитных орудий выведенных на прямую наводку. Это на станции Белый Раст покрыли себя неувядаемой славой бойцы Отдельной бригады морской пехоты, стоявшие насмерть. Это от знаменитой Перемиловской высоты на станции Яхрома началось контрнаступление Красной Армии 6 декабря 1941 года, поддержанное героическим экипажем бронепоезда №73 в составе которого были и железнодорожники. Ветка от станции Вербилки до Большой Волги была разобрана и материалы верхнего строения использовались для прокладки рокадных дорог к линии фронта. Восстановлены пути были в 50-е годы с началом развития наукограда Дубна.

Тогда же началась электрификация дистанции. Первая электричка от Москвы до Икши отправилась в 1954 году, в 1955 до Дмитрова. Паровозная тяга на дороге сохранялась до начала 70-х годов прошлого века.

В 90 – е годы прошлого века Московско-Савеловская линия была переведена в разряд пригородных. Несмотря на проведенную реконструкцию «старины Савелия», с 1999 года от него перестали отправляться поезда дальнего следования. В настоящее время по путям дистанции ходят только пригородные электропоезда и экспрессы до Лобни, Дмитрова и Дубны, а также аэроэкспресс в аэропорт Шереметьево. Грузовые перевозки осуществляются в основном по БМО (большое московское окружное кольцо).

Несмотря на свою «второстепенность» Московско - Савеловская дистанция всегда была кузницей кадров для вышестоящих организаций. Наши люди есть и в региональных структурах и в управленческом аппарате, а бывший председатель ППО дистанции Медведева С.А. сейчас ответственный работник ЦК РОСПРОФЖЕЛ.

И все же главное на дороге – люди. Это и первые строители, которые в далеких 90-х таскали тяжелые тачки с грунтом для насыпи и каменные блоки для мостов, и работники, восстанавливающие пути под бомбежками и обстрелами в военное время, и поднимавшие дорогу из руин в послевоенный период, и сегодняшнее поколение железнодорожников.

Это и многолетние руководители дистанции – Назаренко Г.Я., Семин В.Е., благодаря усилиям которого в конце 80-х было построено новое здание дистанции, Французов И А. И., работники дистанции - Воронежцева Т. В., Жихарева З. Н., Митченко В.Е., В. Ф., Новиков А. И., Потапов А.В., Туранский В. Ф., Соколова В.В.,Чижкова Т.А., и многие - многие другие.

Увы, в последние годы дистанция переживает не лучшие времена, но коллектив Московско - Савеловской дистанции пути продолжает трудиться и, несмотря на «реформы», надеется на лучшее.

Зубык Я.Д., член профкома, ремонтник ИССО

Галерея

Комментировать

Поля, отмеченные * обязательны для заполнения.

Пожалуйста, введите код с картинки.

Написать нам Ны на YouTube Ны ВКонтакте

Москва, 107996, Краснопрудная улица, дом 20
приёмная +7 (499) 266 0617, факс +7 (499) 266 0745