«Территория безопасности»

18 октября в Москве состоялся Слет общественных инспекторов по безопасности движения Общественный контроль не только помогает обеспечить безопасность движения, но и поддерживает личностное и профессиональное развитие железнодорожников

«Московский железнодорожник» уже сообщал, что 18 октября в Москве, в Центральном доме культуры железнодорожников, прошёл слёт общественных инспекторов по безопасности движения поездов на Московской железной дороге. Тема обсуждения участников мероприятия –
организация работы общественных инспекторов, её цели и задачи по улучшению. В президиуме – начальник МЖД Владимир Молдавер, председатель Дорпрофжела Николай Синицын, заместитель председателя РОСПРОФЖЕЛ Андрей Карабанов и заместитель начальника МЖД – главный ревизор по безопасности движения поездов Юрий Овсянников.

Подобный форум в новейшей истории магистрали проводится впервые. Хотя на российских железных дорогах общественный контроль за безопасностью движения имеет большую и славную историю. Об этом, в частности, говорил, открывая представительное собрание, на котором одних только добровольных помощников ревизорского аппарата присутствовало свыше 260 человек, председатель Дорпрофжела Николай Синицын.
– Участвующий в нашем слёте заместитель председателя РОСПРОФЖЕЛ Андрей Карабанов только что вернулся с Забайкальской железной дороги, – сообщил Николай Синицын. – В музее этой магистрали ему показали удостоверение общественного инспектора по безопасности движения поездов, датированное 1949 годом.
Надо думать, что подобных свидетельств истории можно немало отыскать и в музеях, действующих на столичной магистрали.
И всё же время вносит коррективы. В нынешних условиях расширяется сфера общественного контроля на транспорте, совершенствуются методы работы. На помощь неравнодушным приходят современные средства связи, появляются новые возможности для получения ими дополнительных знаний, столь необходимых в повседневной деятельности.
Это показало время, прошедшее с начала активизации действий в сфере общественного контроля, старт которой дало утверждённое 6 мая 2015 года президентом ОАО «РЖД» и председателем РОСПРОФЖЕЛ «Положение об общественном контроле за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД». Забегая вперёд, скажем, что РОСПРОФЖЕЛ неоднократно поднимал вопросы по обеспечению безопасности движения перед законодательными и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации. А в текущем году комиссия по рассмотрению общественных инициатив при Правительстве РФ одобрила его инициативу по обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах.
– Руководствуясь положением от 6 мая 2015 года, на дороге был создан комитет по безопасности движения поездов, куда входят руководители Дорпрофжела и аппарата главного ревизора дороги, – отметил Николай Синицын. – Регулярно на его заседаниях рассматриваются состояние безопасности движения в регионах дороги, причины, по которым произошли различные нарушения, и предлагаются конкретные меры по совершенствованию системы управления безопасностью движения и снижению негативного влияния человеческого фактора. При этом рассматриваются вопросы не только соблюдения технологии. Обращается внимание и на социальную составляющую – мы пытаемся разобраться в том, что побуждает работника допускать нарушения.
За минувший год на полигоне столичной магистрали на собраниях трудовых коллективов дороги был избран 631 общественный инспектор. В масштабах МЖД цифра вроде и небольшая. Но сегодня главное не в количестве, а в качестве общественных инспекторов. Таковы, в частности, уроки недавнего прошлого, когда в сфере общественного контроля превалировал формализм: гонясь за числом, не обращали внимания на суть.
Ныне, по словам докладчика, решены многие организационные вопросы, связанные с работой общественных инспекторов. Это и обеспечение их личными удостоверениями, и нагрудными знаками, рабочими блокнотами и корпоративной мобильной связью. Разработана специальная программа обучения, в основу которой заложены методические рекомендации по профилактике нарушений безопасности движения поездов. В состав советов общественных инспекторов по безопасности движения включены руководители ревизорских аппаратов соответствующих уровней. При этом ревизорский аппарат не только не освобождается от работы с общественностью, а во взаимодействии с председателями первичных профсоюзных организаций, советами общественных инспекторов принимает непосредственное участие в планировании деятельности, проведении совместных проверок, контролирует, как устраняются выявленные нарушения. Важная роль в активизации общественного контроля, по словам буквально всех выступавших на слёте, принадлежит ветеранским организациям.
Всё это уже даёт свои плоды. Общественными инспекторами по безопасности движения по итогам работы за девять месяцев текущего года проведено семь тыс. 555 проверок, выявлено 15 тыс. 423 нарушения требований правил технической эксплуатации железных дорог, нормативно–технических требований по содержанию инфраструктуры и подвижного состава, 98,2% которых уже устранены. Дано 340 предложений по повышению безопасности движения поездов, более половины из которых внедрены, применено 39 запретных мер. Наиболее активная работа проводится общественниками в Московско-Курском и Брянском регионах МЖД.
В дальнейшем в своём выступлении Николай Синицын привёл немало примеров того, как трудятся железнодорожники на общественной ниве безопасности, отметив и то, что деятельность общественных инспекторов иногда входит в противоречие с интересами руководителей структурных подразделений.
– В связи с этим нам необходимо принимать конкретные меры по защите прав общественных инспекторов при возникновении конфликтных ситуаций, – тут же подчеркнул он, заявив далее, что совмещение работниками своей основной трудовой деятельности с общественным контролем призвано не только повысить уровень безопасности движения поездов и соблюдения условий охраны труда, но и направить железнодорожников на путь постоянного личностного и профессионального развития.
– Построение такой схемы общественного контроля за безопасностью движения поездов является очередным шагом в развитии социального партнёрства, основанного на мотивации и вовлечении людей через выборных представителей в управление системой обеспечения безопасности. Это направлено не на скрытие, а на вскрытие нарушений, на соблюдение взаимных интересов сторон в улучшении финансово–экономических и производственных показателей, на повышение уровня безопасности на железнодорожном транспорте, а также на обеспечение качественной системы организации труда, – заявил в заключение председатель Дорпрофжела.
Выступивший вслед за Николаем Синицыным начальник МЖД Владимир Молдавер, говоря о развитии на полигоне магистрали общественного контроля безопасности движения, отметил, что применение новых технических средств и технологий, проведение оптимизации перевозочных процессов, повышение эффективности эксплуатационной деятельности сопряжены с определёнными рисками. Одним из важнейших инструментов в организации управления системой обеспечения безопасности движения служит их прогнозирование, то есть работа на опережение, позволяющая избегать негативных ситуаций и их последствий. Важная роль в этом отводится общественным инспекторам, как правило, обладающим большим практическим опытом, зарекомендовавшим себя грамотными, ответственными специалистами.
– За последние годы контингент работников на предприятиях полигона дороги в значительной степени обновился и омолодился, – подчеркнул Владимир Молдавер. – Как правило, приходят молодые люди, не имеющие достаточного опыта работы, да и, не будем скрывать, теоретических знаний. И сегодня абсолютно правильно акцент сделан на обучение кадров и повышение их профессионализма. Намечены дополнительные меры, в том числе по увеличению учебных часов, разработке специальных программ дистанционного обучения и повышению качества инструктажа.
По мнению начальника МЖД, на собраниях трудовых коллективов необходимо целенаправленно решать задачи по укреплению трудовой и технологической дисциплины, активно распространять передовой опыт по предупреждению нарушений безопасности движения. И значимая роль в этих вопросах принадлежит общественным инспекторам.
Немаловажно и взаимодействие общественных инспекторов с аппаратом главного ревизора по безопасности движения поездов. Своевременное информирование работников аппарата главного ревизора позволяет предупредить нарушения, угрожающие безопасности, и блокировать опасные процессы. С этой целью 31 марта 2016 года издано распоряжение №МОСК-281/р, в котором особое внимание уделено взаимодействию общественных инспекторов с аппаратом главного ревизора по безопасности движения поездов МЖД.
Приведя в своём выступлении примеры честного служения делу безопасности движения, Владимир Молдавер подчеркнул, что необходимо продумать механизм поощрения инспекторов за выявления нарушений на предприятиях смежных структур.
Добавим, что начальник столичной магистрали озвучил перед участниками слёта ряд постановочных вопросов. В частности, по его мнению, было мало сказано о том, что мешает общественным инспекторам реализовать себя полностью. Наверняка существуют различные препоны, в том числе и со стороны руководителей, имеется некий страх перед вышестоящим должностным лицом, считает Владимир Молдавер. В то же время, осуществляя общественный контроль, человек не должен использовать его в качестве мщения руководителю за обиды, которые были, как кажется человеку, ему нанесены. Ещё одна тема – союз опытных общественных инспекторов с молодёжью. В перспективе это может дать положительные результаты. А пока что, по словам Владимира Молдавера, хотелось бы больше слышать предложений от молодёжи.
Главный ревизор по безопасности движения МЖД Юрий Овсянников в выступлении перед общественным активом поблагодарил добровольных помощников аппарата главного ревизора за оказываемую помощь и пообещал им всемерное содействие. Особо он отметил роль первых руководителей различного уровня, от которых во многом зависит эффективность работы этого общественного звена.
– Одной из задач, поставленных на итоговом правлении ОАО «РЖД» в декабре прошлого года, является повышение культуры безопасности – осознанном, добросовестном выполнении работниками требований безопасности движения поездов, – напомнил Юрий Овсянников. – В этом деле важно отойти от формализма, в том числе и через институт общественных инспекторов, чья деятельность является примером правильного отношения к своим обязанностям.
Юрий Овсянников внёс ряд предложений для внесения в резолюцию слёта.
В выступлениях с мест, число которых организаторы слёта не ограничивали, прозвучали мысли о том, что ещё нужно сделать для большей эффективности общественного контроля. Так, машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Орехово Олег Макарчук обладает большим желанием проявить себя на данном общественном поприще. Но не всегда хватает знаний, особенно в смежных специальностях. Заместитель главного ревизора по безопасности движения Игорь Волохов предложил раз в квартал проводить в регионах «круглые столы», на которых рассматривать вопросы безопасности и вырабатывать меры для её обеспечения в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Составитель поездов из Орла Андрей Ефимов говорил о роли человеческого фактора, в частности, о необходимости чёткого выполнения должностных обязанностей. Машинист электропоезда моторвагонного депо Лобня Игорь Самолётов напомнил, что на предприятии пока что мало нового подвижного состава, что не лучшим образом влияет на безопасность движения поездов. Начальник Курской дистанции электроснабжения Сергей Белкин считает, что для улучшения работы общественных инспекторов им надо принимать участие в разработке корректирующих мер, направленных на обеспечение безопасности. А при выборе кандидата руководствоваться тем, что он должен быть из числа работников ведущих профессий, иметь теоретический и практический опыт, знать и уметь действовать в нестандартных ситуациях. Заместитель начальника Вяземской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Евгений Чекед подчеркнул, что общественным инспекторам необходимо иметь авторитет и среди смежников. Старший осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Орехово-Зуево акцентировал внимание на необходимости всем смежникам иметь журналы замечаний. Начальник района контактной сети станции Глазуновка Орловской дистанции электроснабжения Михаил Сысорин сказал о том, что необходимо определить механизм защиты общественных инспекторов. Председатель совета общественных инспекторов Московско-Курского региона МЖД Сергей Александров подчеркнул, что результаты недавней викторины показали: общественные инспекторы имеют пробелы в знаниях ПТЭ, хотя в данном экзамене принимали участие лучшие представители структурных подразделений. Нужна система обучения. Ревизор по безопасности движения поездов службы пути МДИ Игорь Балашов заострил внимание на том, что общественные инспекторы должны принимать активное участие в технической учёбе, поднимать на предприятиях этот пласт работы. Старший электромеханик Московского центра связи Антон Половников напомнил, что до 2015 года все замечания общественных инспекторов по региональным центрам связи заносились в единую программу ЕСМА, учитывались с нарастающим итогом. Сегодня этого нет.
Участники слёта приняли соответствующее постановление.
В заключение председатель Дорпрофжела Николай Синицын вручил награды лучшим общественным инспекторам по безопасности движения поездов.

Вера Чубарова
По материалам газеты «Московский железнодорожник»

Галерея


Написать нам Ны на YouTube Ны ВКонтакте

Москва, 107996, Краснопрудная улица, дом 20
приёмная +7 (499) 266 0617, факс +7 (499) 266 0745