ЖИВЕТ В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ

На Брянской земле отметили День партизан и подпольщиков

29 июня - День партизан и подпольщиков - с недавних пор в России внесён в список памятных дат страны. В Брянском регионе его отмечают с особой благодарностью и признательностью к людям, кого можно назвать поколением победителей. Да и сам Брянск, получивший звание Города воинской славы, в народе давно окрестили городом партизанской славы.
Голубой мост, который перекинулся через Десну по пути из Брянска в Гомель, объект охраняемый. У него, можно сказать, особая судьба, как и у людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны и победивших в ней. Ну а поэтическое название железнодорожный мост носит не случайно, уж больно красивые места вокруг. Если смотреть на него издали – мост словно парит между голубым небом и синей лентой реки. Летом вокруг заливные луга, вдали – темная кайма знаменитых брянских лесов. Зимой, когда все в снегу, ажурные переплетения моста, словно возвышающаяся корона в этом уголке природы, где царствует покой и чистота.
Мост построили в позапрошлом веке в 80-х годах, когда строилась Полесская железная дорога, связавшая центр царской России с ее западными окраинами. Стоит ли говорить, какую стратегическую роль играл этот мост в годы Великой Отечественной войны. Тогда в народе его называли Синим, а фашисты, захватившие Брянщину в октябре 1941 года, охраняли мост как зеницу ока. Железнодорожная магистраль Гомель — Брянск особенно активно использовалась немецким командованием для переброски резервов и боевой техники. Весной 1943 года здесь была проведена уникальная операция по взрыву железнодорожного моста через Десну. Она стала яркой страницей в истории партизанского движения на Брянщине. Партизаны бригады имени Щорса при участии некоторых других отрядов и под общим командованием М.П. Ромашина выполнили поставленную задачу. В память об этом подвиге неподалеку от места подрыва был установлен скромный солдатский обелиск, но время не щадит и памятники.
У брянских железнодорожников отношение к этому мосту особое, впрочем, как и ко всем объектам, большим или малым, но так или иначе связанным с историей нашего Отечества. За всеми памятниками, которые находятся в полосе отвода, присматривают, ухаживают, вовремя ремонтируют. Несколько лет тому назад ветеранская организация брянских железнодорожников, при поддержке профсоюзов, выступили с инициативой: на этом историческом месте построить новый обелиск, посвященный памяти участников операции по взрыву Голубого моста.
Собирали деньги на новый монумент всем миром. Каждый работающий и ветераны-железнодорожники внесли посильный вклад, основную же часть средств на возведение памятника выделило руководство МЖД и Бпрянское
региональное подразделение Дорпрофжела. Открыли его в 2010 году, в год 65-летия великой Победы.
С тех пор у брянских ветеранов появилась новая традиция. В канун Дня партизан и подпольщиков они посещают это место. Ветеранов активно поддерживают заместитель начальника МЖД по Брянскому региону Мухарбек Озиев и руководитель Брянского регионального обособленного подразделения Дорпрофжел на МЖД Александр Филин. Вот и нынче, в день начала Великой Отечественной войны для делегации ветеранов-железнодорожников была выделена специальная автомотриса, которая и доставила сюда представителей всех железнодорожных предприятий региона.
На 34 километре, как называется этот пункт недалеко от станции Выгоничи, миновав Голубой мост, автомотриса остановилась у самого памятника, возведенного в честь подвига партизан. Громких речей не было, просто участникам митинга напомнили о том, как все здесь происходило 75 лет назад. Нынешние ветераны – это в большинстве своем дети участников и партизан Великой Отечественной, дети поколения победителей. Минута молчания, звон колокола, удачно вписанный скульптором в новый мемориал, возложение цветов и фотографии на память…
Для Веры Гукалиной - председателя ветеранской организации Брянской дистанции гражданских сооружений это была не просто поездка. Это была встреча с памятным местом боевой юности ее матери – Марии Рыжовой. Марии Яковлевны не стало в марте этого года. Ушла из жизни на 93 году. В 1943-м ей было 18 лет. Чтобы фашисты не отправили на принудительные работы в Германию, она вместе с подругами-односельчанками из поселка Павловский Выгоничского района пришла в партизанский отряд имени 26 бакинских комиссаров. Мария оказалась в числе тех, кто отправился на выполнение операции, управляла лошадью, на санях которой был тол. Всего 800 килограммов взрывчатки доставили партизаны обозом лошадей.
О том, как проходила вся операция по взрыву Голубого моста ветеранам-железнодорожникам рассказал Владимир Суслин – начальник стрелковой команды по охране железнодорожного моста станции Выгоничи в небольшом музее, который открыт на этом месте.
Для проведения операции нужно было провести тщательную подготовку. Ведь лес вокруг назначенного объекта был вырублен фашистами, по обе стороны насыпи устроены ДЗОТы, ДОТы, выкопаны окопы, находились две казармы, в которых жила охрана и была ее псарня. Все это было окутано бессчетным количеством мин и опутано колючей проволокой. Итак, операция была назначена на 8 марта 1943 года. Все участники рано утром 7 марта тронулись в путь, бойцам предстояло за день пройти около 30 километров, таковым было расстояние от места
стоянки партизанских отрядов до Голубого моста. Зима выдалась в тот год морозная, приходилось идти по глубокому снегу, при этом соблюдая тишину, чтобы не выдать свое присутствие. В полночь партизаны вышли к исходным рубежам.
Участников разделили на группы, и на каждую из них было возложено конкретное задание. Группы прикрытия взрывают железнодорожное полотно со стороны Брянска и Почепа. Левое крыло группы захвата сковало противника с восточной стороны. Практически в это же время шли бои и на других объектах от Полужья до Хмелева. Со стороны Выгоничей доносились взрывы - это взлетали в воздух шоссейные мосты, пути подхода вражеским резервам были отрезаны.
Мост взят, но бой продолжается, а два взвода подрывников уже укладывают под фермы моста по 400 килограммов взрывчатки. Её по 20 кг на насыпь подняли сами партизаны и партизанки. Все делается надежно, без суеты.
Слышится команда: "Всем отойти от моста! К взрыву подготовились!" Через несколько минут раздался оглушительный взрыв. Взметнувшееся огромное багровое пламя рассекло темное небо, озарило широкую пойму Десны, а могучий гул взрыва, долго не утихая, все катился по ее берегам. Партизаны уходили, унося убитых и раненых в этом нелегком бою. В течение месяца после взрыва Голубого моста враги восстанавливали его, о чем писал в своих воспоминаниях немецкий генерал Клюген: «Я до сих пор не могу понять, как русским удалось уничтожить этот мост, который был так надежно укреплен».
Эта операция имела большое значение еще и потому, что в то время немецкими захватчиками готовилось грандиозное наступление на Орловско-Курском направлении.
Сама возможность проведения такой уникальной операции удивляет до сих пор, восхищает и мужество её участников. Судя по воспоминаниям, мало кто верил, что вернётся с труднейшего задания живым. Мария Рыжова с задания вернулась, в санях были раненые товарищи. Воевала в составе партизанского отряда до освобождения Брянщины в сентябре 1943 года. Награждена многими боевыми наградами, в том числе орденом Отечественной войны. Вскоре после освобождения вышла замуж, восстанавливала все разрушенное фашистами. Родила пятерых дочерей.
Римма Голубцова –
ветеран труда, член Союза журналистов России.
Фото Вячеслава Яцкова

Галерея

Комментировать

Поля, отмеченные * обязательны для заполнения.

Пожалуйста, введите код с картинки.

Написать нам Ны на YouTube Ны ВКонтакте

Москва, 107996, Краснопрудная улица, дом 20
приёмная +7 (499) 266 0617, факс +7 (499) 266 0745